Зимняя рыбалка на Карельском Кедрозере. Мечта рыболова. Часть 1.
Карельское Кедрозеро на карте выглядит как ленточка, идущая параллельно Онежскому озеру севернее Кондопоги. Съездить на эту «ленточку» зимой порыбачить было моей давней мечтой.
Соединить приятное с приятным — что может быть лучше? Побывав разок в Карелии, рыболовы влюбляются в нее раз и навсегда — природа здесь поистине изумительная, озер не счесть. В теплое время года мне бывать здесь уже доводилось, а вот зимой — ни разу.
При движении ледника ложа большинства крупных карельских озер сформировались в северо-западном направлении. Кедрозеро не стало исключением.
Мы доехали на поезде до станции Кедрозеро, которая расположена в поселке с таким же названием неподалеку от самого Кедрозера, хотя фактически к поселку ближе заливы Онежского озера. Это несоответствие нам объяснили тем, что в советское время поселок на берегу Кедрозера был заброшен, а потом построен заново около железной дороги, поэтому в станционном поселке нет ни одного старинного карельского дома. На месте покинутого поселка выросли дачи жителей Петрозаводска и Кондопоги, но здесь кое-где еще встречаются величественные двухэтажные строения, объединяющие под одной крышей все жилые и хозяйственные службы. Получились своеобразные дома-крепости, в которых можно жить длительное время, практически не выходя на улицу.
Мы поселились у местного жителя Владимира. Его современный дом стоит на берегу озера рядом с тем местом, где из него вытекает протока, впадающая через 2 км в озеро Тарасм. Перепад уровней между озерами довольно большой, поэтому уже в самом начале протоки образовался порог с очень бурным течением. По словам Владимира, даже в самые сильные морозы протока не замерзает, и шум порога слышно в любое время года.
Дорога от станции к месту нашего временного жилья проходит по мосту через эту протоку. Рядом с мостом есть съезд к Кедрозеру для водовозов, которые снабжают питьевой водой станционный поселок. Этот съезд в теплое время года очень удобно использовать для спуска катеров, имеющих жесткий корпус. Рядом достаточно места для парковки с прицепом.
У истока протоки в озере дно каменистое, есть немного подводной растительности. Место нам показалось подходящим для постановки жерлиц — мы надеялись на поимку налима ночью или щуки на рассвете. Живцом стал мелкий карасик, которого мы привезли с собой. Спуск на жерлицах сделали таким, чтобы приманка плавала в 5-7 см над дном.
На мост пошли еще до завтрака — не терпелось посмотреть на результат своих вечерних усилий. Несколько ярких кусочков красной ткани радостно сигнализировали о возможном улове. Проверив жерлицы, мы стали обладателями трех налимчиков весом 500-700г, которые жадно заглотили карасей. Несколько поклевок оказались холостыми, а на некоторых живец был сбит.
Для старта улов не плох, учитывая сезон полного глухозимья. Снега на льду по колено и выше, а под ним несколько сантиметров воды. По такой водно-снеговой поверхности отечественные снегоходы типа «Буран» перемещаться отказываются из-за своих конструктивных особенностей, а других транспортных средств у нас не было.
Альтернативой могли служить только охотничьи лыжи, но и на них далеко уйти не удавалось — как только попадала вода, они моментально облеплялись снегом, переставали скользить и висли на ногах тяжеленными гирями. Поэтому пробиться к местам, где, по словам местных рыболовов, живут крупные налимы, окуни и щуки, у нас не получалось.
Заядлые рыболовы из поселка решают эту проблему следующим образом. С начала ледостава они накатывают тропу к своим заветным точкам, стараясь двигаться по одной и той же колее, поэтому выступающая вода не скрывается под снегом, а намерзает укатанной дорожкой, не давая снегоходу увязнуть.
Проехаться по такой вот "дороге жизни" до мест окуневой охоты на одном из заливов Онежского озера нас пригласил с собой местный житель Виктор. Его «Буран» мог не только везти двух седоков, но и буксировать третьего пассажира в санях, изготовленных из маленькой дюралевой лодки.
Таким образом мы и добрались до залива, где от берега в сторону двух островов уходил каменистый мысок. Под водой он продолжался каменистой грядой с глубиной на вершине около 2-3 м, а у основания — до 8-10 м. На этом свале нам и предстояло искать окуневые стоянки. Тянулась эта подводная возвышенность более чем на 2 км, так что поиск грозил затянуться.
Поначалу некоторым ориентиром нам служили лунки Виктора, оставшиеся от предыдущих рыбалок. Правда, не факт, что там опять будет ловиться рыба. Так примерно и вышло. Из первой лунки наш проводник лихо выхватил трех окуней на самодельную блесенку с подвесным крючком, но на этом клев прекратился. В других лунках ему с трудом удавалось добыть по одной штучке.
Нам же за это время удалось балансиром выманить на поверхность пяток местных окуней, довольно своеобразных по внешнему виду. По длине в средней полосе России такие окуни уже причисляются к категории "горбачей" и действительно имеют этот горбик после окончания головы. Онежский же полосатик выглядел очень прогонистым, с впалым животиком, а на горб не было даже намека. Может, здешней еды не хватает для солидного телосложения?
Мы отлично потренировались в сверлении лунок во льду толщиной 70 см, благо шведские ледобуры были совершенно новыми и ножи проходили сквозь слоистый лед без особого труда, но пока особо радоваться было нечему. Тогда наш добровольный гид вспомнил об обширной отмели в паре километров от нашего местонахождения и предложил перебраться туда.
На новой площадке дело пошло намного веселее. Мы с успехом экспериментировали с блеснами. В некоторых лунках удавалось добывать по 5-7 "полосатиков" кряду, после небольшого перерыва подходили их новые любопытные и голодные сородичи.
Мы предлагали подводным обитателям и балансиры, но к ним они относились более настороженно. На мормышку с подсадкой мотыля реакция была однозначно положительная. В итоге экспериментов был выработан определенный алгоритм облавливания новой лунки.
- Начинать следовало с желтой блесны с подвесным крючком или с балансира, по окраске похожего на окуня;
- при снижении активности клева в ход шла безнасадочная мормышка цвета красной меди;
- следующим шагом было подсаживание на нее мотыля.
Если и это переставало приносить результат, искали новую лунку.
Вот так, - переходя с места на место и находя уловистые лунки, мы и не заметили, как стемнело...
Мои комментарии