За Камчатским палтусом. Итоги дальней экспедиции. Часть 5. В океан за палтусом. Первый улов
В океан!
Несмотря на удачное расписание авиарейсов и отсутствие каких-либо задерживающих обстоятельств, путь до бухты, размещение в лагере и обед на океанском берегу заняли приличное время. Да и подготовка снастей, хоть и приятное само по себе занятие, тоже задерживало выход на ловлю заветного камбалообразного. В итоге осталось совсем немного времени перед закатом, буквально 2, 5-3 часа.
Дмитрий и Виталий, не колеблясь, повели наши экипажи на боевые тропы, заразив и нас своей уверенностью в успехе. На закате волнение утихло, океан был великолепен. Для первого дня достаточно было просто намочить снасть и побыть в этом фантастическом месте. Честно говоря, мы не рассчитывали на палтусовый клев, помня материковую рыбалку и ее стереотипы – мол, надо сперва приспособиться, почувствовать водоем, а уж на следующий день ловить всерьез.
Поэтому в первый час мы были более чем удовлетворены всевозможной разнорыбицей. Нам попадались несколько видов тихоокеанских керчаков (местное название – «бычок») и «ленок». Так камчадалы называют терпугов, их тут несколько видов, но чаще всего попадается зайцеголовый – типичный обитатель шельфа Тихого океана и Берингова моря. Это популярный объект любительской рыбалки, его с удовольствием берут для холодного и горячего копчения. Нечто подобное хотели сделать и мы, но Дмитрий и Виталий решительно пресекли наши поползновения и порекомендовали не размениваться на всякую ерунду и сосредоточится на серьезной рыбе.
И вот тут мы выучили еще один важный урок, связанный с местной спецификой палтусовой ловли. Из рыболовной литературы создается впечатление, что для ловли этого хищника надо найти подводную банку, встать над ней на донный или плавучий якорь. То есть ловля происходит с неподвижного судна. А вот здесь, на восточной Камчатке, действует другой прием – поиск рыбы в дрейфе. Для этого небольшая резиновая лодка подходит просто идеально, и нам стало ясно, почему именно такие плавсредства используют наши друзья. Почти в любой бухте из-за приливно-отливных явлений всегда есть течение вдоль берега. Поэтому, выбрав нужную изобату, остается только опустить монтажи с приманками на дно и прочесывать местность.
При отсутствии ветра лодка почти всегда удивительно стабильно оставалась на нужной глубине, а легкий дрейф со скоростью около 1 км/ч позволял нашим двум лодкам тщательно обловить полосу шириной 30-40 м. Крайне важно знать правильную глубину и район ловли. В нашем случае протяженность дрейфа составила примерно 250-300 м, после чего мы заводили моторы и заезжали на исходную позицию. Ловля с якоря, по словам Дмитрия и Виталия, малоэффективна по нескольким причинам. Стоящая лодка и работающие снасти довольно быстро привлекают то, что не нужно – керчаков, терпугов, морских окуней, даже малоприятных на ощупь скольких липарисов, и те начинают собираться. Увы, палтуса это столпотворение совсем не привлекает, хотя среди этого хоровода он явно отыскал бы для себя что-нибудь съестное. Но главная причина заключается в совершенно неожиданной и, казалось бы, нелогичной осторожности летнего восточно-камчатского палтуса. Как оказалось, у него крайне аккуратная поклевка! Почему-то мы ожидали сильного удара, мощной потяжки или чего-то подобного. Даже удилище к руке или лодке хотели привязывать. А оказалось, что палтус клюет как подлещик в глухозимье на водохранилище. Ощущается поклевка как легкая задержка приманки во время дрейфа, как будто бы крючки чуть-чуть задели за подводную растительность или с песчаного грунта вдруг попали на каменистый. При этом вся другая рыба вовсе не проявляет такую вежливость, особенно керчаки.
Те как повиснут на крючках, так можно не сомневаться – сидит! А вот палтус, видимо, пробует наживку несколько раз – то возьмет ее в пасть, то выплюнет. Непросто привыкнуть к такому странному поведению огромной рыбины – казалось бы, чего ей бояться? Но именно из-за такой манеры мы, похоже, пропустили несколько поклевок, просто «не узнав» их. Надо сказать, что учишься быстро, хватило по 1-2 «зевка» на брата, чтобы больше уже не сплоховать. Пришлось нам переучиваться и в манере подачи приманок.
Опять же, казалось, что нужна активная игра, с резкими рывками, чтобы привлечь рыбу. Но нам быстро объяснили, что как раз вот этого делать и не стоит. Местный палтус не любит суеты и не хочет пробовать резко дергающуюся добычу. Рывки, опять же, привлекают только терпугов и керчаков. Вспомнились уроки дроп-шота при ловле судака на Нижней Волге, когда требовалась сосредоточенность и погруженность в ощущения, а не судорожные движения удилищем. Для палтуса требовалась очень плавное поигрывание кончиком спиннинга с очень небольшой амплитудой, всего 2-3 см. При этом требовалось контролировать снасть, чтобы она шла именно по дну или в непосредственной близости от него. Поэтому со стороны казалось, что рыболовы в лодке просто держат спиннинги и ждут, когда клюнут палтусы. На самом деле все были напряжены и старались очень аккуратно и четко подавать приманку. Это была настоящая работа. Так что первый выход в океан начисто разбил наши стереотипные представления о палтусовой ловле. То, что мы увидели и ощутили, было совсем иным, чем мы ожидали. Такой способ ловли палтуса был результатом довольно длительной предварительной работы Дмитрия и Виталия. Не сразу им удалось раскусить премудрости местных подводных дебрей и повадки хозяина здешней бухты. Нам, безусловно, сильно повезло, что нас пригласили в уже разведанные и возделанные «огороды».
Первая премудрость – определить район бухты и диапазон глубин, на которых держится палтус. И тут мы опять получили новый урок. Оказывается, за палтусом на Камчатке вовсе не надо лезть на большие глубины. Тут, у скалистых берегов восточной Камчатки, в июле он стоит на смешных горизонтах – всего 8-12 м! Вот тебе и повелитель глубин! А на горизонтах 30-40 м и более мы смогли поймать только мелочевку – палтусят весом 1-1, 5 кг. Распределение палтуса по бухте весьма неравномерное. Где попало крупные экземпляры не стоят. Лучший подводный ландшафт для них – пересеченный подводный рельеф, где лавовые нагромождения чередуются с небольшими песчаными или галечными полянками. Дополнительный привлекательный фактор – наличие ступеньки. Если есть хорошо выраженная подводная бровка шириной хотя бы 20 м, и на ней есть крупные валуны – можно не сомневаться, вот именно тут и будут стоять белокорые.
Одну такую бровку мы регулярно облавливали. Глубина тут была всего 7-8 м, до береговых скал – рукой подать, но палтус исправно клевал! Непросто разведать такие секретные места, но несколько участков заняли свое место в навигаторах наших друзей, что позволило нам бить прицельно, по точкам, тратить совсем немного времени на переходы. Тем не менее, Дмитрий и Виталий рассказали нам, что их опыт пока не столь обширный, как того хотелось бы, и надо продолжать разведку местности. Изложенное выше довольно долгое повествование было сконцентрировано в короткий инструктаж на месте, и в первый вечер пошла серьезная рыбалка. Между нашими лодками было небольшое расстояние – от 20-30 до 70-80 м. Мы специально держались вместе, так веселее, да и если бы у кого-то попалась царь-рыба, можно было бы подойти, чтобы сфотографировать и процесс, и результат.
Уже под вечер, в лучах закатного солнца над тихой бухтой раздался победный крик – один из экипажей вытащил могучую рыбу. Все прошло по типичному сценарию местной рыбалки. В дрейфе по глубине примерно 10 м, пройдя без зацепов груду подводных валунов, приманки вышли на песчаную косу. Тут-то их и настиг палтус, который, правда сказать, не стал долго пробовать горбушачью нарезку, сразу схватил ее мощными челюстями. А после подсечки показал, на что способны крупные рыбы. Затянутый фрикцион на сомовьем мультипликаторе не смог полностью застопорить сход шнура, но этого и не требовалось. Удачно вышло, что в первые минуты борьбы палтуса удалось оторвать от дна примерно на 2-3 м. После этого хищник начал совершать широкие круги вокруг лодки диаметром примерно 10-12 м. При этом, несмотря на мощное короткое удилище морского класса, сдвинуть палтуса с выбранной им глубины очень долго не удавалось. Совершенно новый для нас стиль борьбы крупной рыбы! Однако вскоре она стала уставать, и ее довольно быстро удалось подтащить к лодке. Вот тут мы убедились, насколько удобен низкий, закругленный резиновый борт. Палтуса достаточно было слегка направить, чтобы он соскользнул внутрь лодки. Первый попавшийся экземпляр никак не тянул на звание трофейного.
Мы его взвесили, оказалось, что он потянул всего на 21 кг. Невелик, зато мы убедились в мощи этой рыбы. По первому ощущению казалось, что там, под водой, против нас был настоящий монстр.
Продолжение следует...
Автор: Кирилл Кузищин
Всем спасибо за внимание! Ни хвоста, ни чешуи, рыболовы!
Мои комментарии