Ловля черноморской селедки на Дону
В мае в Дон и его притоки из моря в больших количествах поднимается селедка, скапливаясь возле гидроузлов, на быстрых струях над песчано-галечным дном. Первая селедка(Черноморско-азовская проходная сельдь), приходящая с большой водой (по местному «буркун»), — самая крупная, до 300 г. Следом за ней идет «точок», помельче, размером со среднюю шемайку, но косяки его многочисленны и густы, а вкусом он не уступает ни той же шемайке, ни знаменитому донскому рыбцу.
Преднерестовый жор селедки длится до июня. В эти дни пустеют полки рыболовных магазинов. Рыбацкая братия выгребает все без разбору: кембрики, мелкие белые виброхвосты, твистеры, готовые оснастки с острыми крючками...
Ловят как с лодок, так и с берега. С лодки — традиционно, в отвес, с берега — донной удочкой. Основная леска 0,35 мм, на ней от трех до пяти крючков с кембриками, в меру тяжелый концевой груз. А местные рыболовы в Константиновске и Семикаракорске в последнее время используют еще и «резинку», то есть донку с резиновым амортизатором. Один конец жесткой круглой резинки привязывают к тяжелому грузу, другой — к леске с оснасткой. Груз завозят на лодке или забрасывают прямо с берега.
ПОД ДОЖДЕМ
Мы с приятелем подсмотрели это дело и тоже решили попробовать. Купили в магазине резинку, снасточки и под выходные махнули в Константиновск. Всю дорогу за нами гнался дождь. Черно-бурые тучи заходили справа и слева. Только свернули к гидроузлу, как небо загрохотало и обрушился настоящий ливень. Но это не смутило рыболовов на берегу. Нахохлились в своих плащах и полиэтиленовых накидках и все так же методично «качают маятник» — дергают леску взад-вперед.
БЛИЖЕ К ПЛОТИНЕ
Все собрались на небольшом участке берега, метров 200–300. Дальше людей почти нет. Основная масса жмется ближе к плотине. Отсюда, из-под приподнятых шандор, с шумом вырывается могучая пенистая струя, которая проходит затем метрах в 10–15 от берега. Здесь, на самой стремнине, и держится селедка.
Берег обрывистый. Буквально в метре от обрыва начинается крутой свал. Уходящие почти вертикально вниз лески свидетельствуют о порядочной глубине.
ПОДГОТОВКА
Дождь оказался непродолжительным. Начинаем готовить снасти. Тут же на берегу находим два тяжелых камня, привязываем к ним резинки и — на отдельном прочном шнуре — поплавки из пластиковых бутылок, иначе потом не вытянешь. Спускаем на воду лодку.
Я стою на берегу, держу резинку, а напарник отплывает на лодке. Бросаем камень метров на пять выше намеченной точки: пока он достигнет дна, сильное течение снесет его вправо, и снасть выровняется.
Ну вот, грузы на дне, течение прижимает, захлестывает поплавки. Отпускаем резинки. Вслед за ними уходят в воду сверкающие на солнце фирменные мустадовские оснастки, по семь крючков на каждой. У меня крючки украшены блестящими искусственными нитями, у Вениаминыча на них что-то вроде небольших слюдяных крылышек. Посмотрим, что селедке больше понравится.
ПЕРВЫЙ УСПЕХ
Копируя аборигенов, плавно отвожу руку назад, натягивая резинку, и так же плавно возвращаю ее в исходное положение. Где-то там, в толще воды, в такт этим движениям играют, колышутся на течении крючки с «мушками». Качнул несколько раз леску — и уже чувствую легкий толчок. Что-то есть! Возле берега леска заходила в стороны. Вижу блеск от боков селедки. А вот и она сама: выхваченная из воды, забилась, затрепетала на крючке живым серебром. Одной рукой удерживаю леску, другой аккуратно снимаю добычу, опускаю ее в ведро.
Садков никто под селедку не использует, уж больно нежна, быстро засыпает в неволе. Вытащил десяток — и сразу в соль, в бачок или ведро, стоящее в тени. Это, пожалуй, единственный способ сохранить селедку по теплой майской погоде.
ДЕЛО НЕ КЛЕИТСЯ
Первый успех окрыляет, и я продолжаю «качать маятник». А вот у Вениаминыча дело не клеится. Он решил перестроить фирменную снасть: подвязал более длинные поводки, увеличил просвет между ними. Вроде, логика своя есть: расширил зону ловли. Но эффекта особого пока не наблюдается. К тому же, раз за разом цепляет соседа: резинка у него ленточная, слабенькая, на течении парусит, выгибается дугой. Дернул раз, дернул два — и поймал соседскую снасть. По себе знаю, как это неприятно. Рядом одну за другой таскают, а ты распутываешь леску, теряешь драгоценное время...
Запасной круглой, как у меня, резинки под рукой не оказалось. Приходится идти на крайние меры. Вновь спускаем на воду лодку, вытаскиваем груз с резинкой, удлиняем ее, складываем вдвое и переплетаем для жесткости, опять завозим.
Время, конечно, потратили, но, кажется, не зря. Качнув несколько раз снасть, приятель почти тут же выхватывает пару приличных селедок. Дуплет! Поздравляю его с почином.
ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Клев то затихает, то возобновляется с новой силой. Видимо, селедка перемещается по руслу. Делаю для себя небольшое открытие: оказывается, совсем не обязательно отпускать резинку на полную длину. Можно экспериментировать, облавливать различные участки. Дернув несколько раз в одном месте, подтягиваю оснастку ближе. И так несколько раз. Наконец, под самым берегом, буквально в двух-трех метрах, леска неожиданно тяжелеет. Чувствую характерное тук-тук. Ага, вот ты где!
Вытащил несколько штук подряд, и опять тишина. Меняю дислокацию — отпускаю резинку дальше, прощупываю струю. Вот опять тук-тук, теперь уже ближе к середине.
НАСТОЯЩИЙ КЛЕВ
По-настоящему активный клев начался вечером, на зорьке. Селедка брала жадно и верно. Почти каждый запуск резинки заканчивался поклевкой. За час-полтора мы с приятелем наловили примерно по ведру. А село солнце — и клев тут же, как по команде, прекратился.
Посовещавшись, решили не вынимать резинки на ночь. Утром в субботу всегда большой наплыв рыболовов, а каждое место на берегу уже сейчас на вес золота.
Готовимся к ночевке. Палатка, костерок, чай с дымком...
Несколько раз за ночь я проверял резинку, пробовал ловить. Без толку. Селедка не брала. Зато на рассвете снял сразу трех приличных чехоней. Они сели на крючки еще до моего прихода.
С первыми лучами солнца селедка опять подошла к берегу. Клев был просто сказочный. Весь берег взмахивал руками, тут и там рыболовы выхватывали из воды гирлянды сверкающей на солнце рыбы.
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Трудно оторваться от такой захватывающей рыбалки. Но надо, как говорится, и меру знать. Жадность рыболова не красит. Да и обратный путь до Ростова неблизкий — 150 км, минимум два с половиной часа пилить.
Нехотя собираемся. И только тут, отойдя от азарта, чувствую, как гудят после многочасового дерганья руки, саднят после уколов острыми крючками. Несколько раз за рыбалку, когда снимал селедку, мокрая леска выскальзывала, и крючки впивались в пальцы. Местные потом подсказали, как избежать травм. Оснастку к основной леске они привязывают с помощью петли, на которую надета белая трубочка изоляции. Очень удобно. Подтащил резинку, накинул петлю на колышек — и снимай себе пойманную рыбу.
Этот момент надо учесть. К следующей рыбалке обязательно усовершенствую снасть.
Мои комментарии