Ловля с обрывов на джиг и воблер, как пример двоякого решения одной и той же проблемы.

Практически любая река равнинной части имеет в своем течении два вида участков. Первый — это прямолинейные прогоны, с более или менее пологими берегами, второй — участки русла, которые на рыболовном сленге принято называть «повороты».

Ловля с обрывов, как пример двоякого решения одной и той же проблемы.

То есть те места, где вода проложила себе дорогу через более твердые породы, в силу чего ей пришлось потрудиться, выбирая наиболее простой путь. На таких участках противоположные берега чаще всего радикально отличаются друг от друга. Поочередно то левый, то правый берег возвышается над водой достаточно отвесными берегами, особенно там, где глинистая почва сцементированная вставками песчаных пород держит форму и не осыпается в русло реки.

Как правило, максимальные по высоте обрывы формируются на внешних сторонах поворотов русла, и здесь же часто образуются ямы — точки которым стоит уделить максимальное внимание. Множество подобных мест можно найти на реках Псел и Оскол, а Сейм, особенно в верхнем и среднем течении, зачастую представляет собой один сплошной непрекращающийся на несколько километров обрыв, без каких-либо намеков на нормальный подход к воде. Нередко бывает и так, что сам поворот сложен по рельефу достаточно плавно, а вот следующий за ним прямолинейный участок высится практически отвесными обрывами. В таких местах к берегу и подойти-то страшно, не то что рыбу ловить. Тем не менее, рельеф русла в подобных местах складывается так, что наибольшая глубина проходит как раз под самым берегом, и, учитывая общую мелководность реки, практически вся хищная рыба, особенно крупная, предпочитает держаться здесь.

Ловить с обрывов очень интересно, а иногда и необходимо, так как в других местах рыба отсутствует, особенно когда уровень воды низкий. К началу мая весенний паводок, как правило, сходит на нет, и сюда под обрывы перекочевывает крупная щука и окунь, чуть позже к ним присоединяется голавль, а судак кажется никогда и не покидает этих мест, выбирая обрывы с максимальной глубиной и течением, особенно тяготея к твердому грунту на дне.

Судак на джиг

Зачастую не вполне бывает понятно, как ловить в таких условиях. Могут возникнуть сложности, как с выбором приманки, так и с определением наиболее корректного вектора проводки. Я решаю эту проблему двояко. Использую либо джиг, либо воблер, но для того, чтобы был понятен сам принцип выбора, необходимо снова сделать небольшой экскурс в гидрологию.

Дело в том, что из-за возникающих турбулентных явлений водный поток не однороден по скорости течения. Как ни парадоксально, но очень часто именно в придонном слое наблюдается минимальная скорость течения, и в определенные моменты, чаще всего связанные с сезонными изменениями в поведении хищной и кормовой рыбы, «густонаселенным» бывает именно придонный слой. Я думаю, мало-мальски опытным рыболовам будет понятно, что речь идет о сезоне холодной воды. Назовем его условно время джига.

В средние слои и выше заставляет рыбу подниматься отсутствие в придонных слоях кислорода. В середине лета в сильную жару очень часто можно наблюдать ситуацию, когда практически весь хищник держится исключительно на струях в толще воды (здесь создается максимальное течение) и рыба буквально жмется вплотную к самому берегу в тех случаях, когда течение подходит прямо под обрыв. В такие моменты «понизу» джиговать абсолютно бесполезно, вся кормовая рыба так же как и хищник висит в толще воды. Наступает время воблера. Переход с одной фазы на другую по моим многолетним наблюдениям наступает где-то в середине-конце мая (2007 год исключение). Косвенным признаком перелома часто служит просветление вошедшей в берега воды, и подъем кувшинки к поверхности.

Справедливости ради необходимо отметить, что такое четкое разделение по принципу джиг-воблер характерно, как мне кажется, именно для Донца. На других реках, таких как, к примеру, Оскол и Сейм вода в принципе более холодная и в большей степени насыщена кислородом, и рыба может ловиться и со дна, и в толще воды одновременно. К примеру, я не единожды на этих реках ловил джигам щуку и судака в самое июньское пекло, это на Донце вряд ли представляется возможным.

Итак, обратимся для начала к джиговой ловле. Представьте себе следующую картину. Вы стоите на отвесно-обрывистом берегу реки, поверхность воды от Вас находится в четырех-пяти метрах, а основная струя проходит прямо под ногами.

Куда собственно бросать?

Логика подсказывает (а практика подтверждает) что перпендикулярный заброс «под ту сторону лишен смысла». Какой бы вес головки и упреждение с учетом сноса приманки вы не выбрали, осуществить что-либо похожее на нормальную проводку Вам вряд-ли удастся. Учтите тот факт, что при таком векторе заброса течение максимально давит на шнур и ваша приманка совершает просто чудовищные ступеньки с сильным сносом вниз по течению — это раз. А во-вторых — зона возможных поклевок находится как раз у Вас под ногами, и при перпендикулярных забросах полезная длинна проводки будет составлять всего пару шагов, что чрезвычайно мало. Выход казалось бы очевиден — необходимо бросать строго вниз по течению, вдоль обрыва и вести приманку на себя. Такая техника действительно наиболее действенная, простая и..., на мой взгляд, скучная. К тому же предполагает использование грузов массой в 25—грамм (это при глубине-то в 35 метров), что предъявляет соответственные требования к снасти и физической кондиции рыболова (представьте себе наборчик из тридцати-сорока головок).

Заброс джига

Мне больше по вкусу в таких условиях проводочка up stream (вниз по струе). Исполнить эту технику намного сложнее, но у нее есть свои неоспоримые преимущества. Во-первых, масса груза при таком направлении проводки может составлять всего восемь-десять грамм, ведь течение не отрывает приманку со шнуром ото дна, а наоборот, прижимает. А во-вторых, такой способ наиболее динамичен, и позволяет за единицу времени обследовать большие пространства речного дна.

Чем же, кроме массы используемых грузов, отличаются эти две техники?

По исполнению. Проводя приманку против течения, вершинку спиннинга приходится опускать как можно ниже. Сама ступенька — удлиненная классика, то есть четыре-пять медленных монотонных оборотов катушки с последующей паузой. Что-либо другое здесь исполнить трудно. Любые манипуляции удилищем или ускорения подмотки приводят к сильному отрыву приманки ото дна и ее зависанию на течении, что практически всегда отрицательно сказывается на количестве поклевок. Проводя же приманку вниз по течению действуют с точностью до наоборот. Удилище поднимают максимально вверх, в положение вершинкой в небо, для того, чтобы обеспечить прыжки приманки по дну, а не ее волочение. Сама проводка — это резкие два-три оборота катушкой с небольшим начальным срывом удилищем. Но наиболее важная составляющая такого способа ловли, это выбор правильного вектора заброса. На сильном течении нужно положить приманку с таким расчетом, чтобы она шла вдоль границы струй, а ближе к рыболову входила в основную струю и заканчивала «пробег» точно под тем местом, на котором Вы стоите. Забросив ближе к берегу Вы не сможете осуществить проводку — приманку будет волочить по дну, «переброс» в другую сторону, ближе к центру реки, тоже не желателен — приманка не попадет в зону возможных поклевок...


Поделиться в социальных сетях:

1000 Осталось символов


Вам может это понравиться

Скачай приложение для Android

Приложение fishmanual

Мы в социальных сетях

         

Подписаться на новости

Регистрация/Вход через:

Мобильное меню