Обзор отечественного лодочного мотора "Ветерок"
Сегодня рассмотрим один из самых популярных российских, вернее даже советских моторов - "Ветерок". Почему советских? - Потому, что производство мотора "Ветерок-8" было запущено в далеком 1964 году в городе Ульяновск.
Вообще, предполагалось, что моторы "Ветерок" придут на смену моторам "Стрела", так как у них были технические недостатки. А у агрегатов "Ветерок" уже была обновлена технология производства, что позволило при том же рабочем объеме двигателя устранить все известные недоработки предыдущего мотора.
Общая информация о моторе
Это двухтактный мотор (2-х цилиндровый) с рабочим объемом в 173 кубических сантиметра, мощность которого равна 8 лошадиных сил. В данном моторе подвеска размещалась на пружинах, что позволяло значительно снизить вибрацию. Поддон и кожух мотора были сконструированы и подогнаны довольно качественно, благодаря чему было минимизировано заливание мотора.
Как устроен мотор "Ветерок" (кратко):
- Двухтактный(2-х цилиндровый) мотор;
- Есть продув камеры с кривошпами по методике дефлектора;
- Смесь подается благодаря пластинчатым клапанам;
- В туннельном картере отсутствуют разъемы по оси коленвала;
- Стальной коленвал соединен с крышкой картера и расположен сверху. Непосредственно в самой конструкции применяется: снизу — шариковый подшипник, посередине — игольчатый, сверху сразу два вида.
- Стальные шатуны изготовлены штамповкой с двутавровым сечением;
- Чтобы вращались головки кривошипов в ход идут свободные иглы 2.5*12 миллиметров. Точно такие же иглы установлены в игольчатых подшипниках коленчатого вала;
- В головке шатуна запрессована специальная бронзовая втулка;
- Алюминиевый поршень имеет 3 чугунных кольца, которые крепятся благодаря привинчиванию стопора;
- В алюминиевом цилиндре применяются чугунные гильзы.
Удивительно, но лодочный мотор "Ветерок-8" - это самый тихо работающий двигатель из тех, что производили в нашей стране. Даже если сравнивать с популярными моделями моторов, он довольно тихий.
Система зажигания моторов "Ветерок"
Что касается системы зажигания, то она была очень схожей с мотором "Москва", основу составляло магнето МЛ-2-С. Однако, чтобы облегчить запуск мотора, в маховик добавлен третий магнит. Это позволило добиться более сильной искры, ну и, соответственно, упрощение пуска. Отличия были и в карбюраторе — применялась воздушная заслонка для запуска и сделан подвижный главный жиклер.
Для холостой работы в моторе уже применяется муфта, благодаря которой из схемы был исключен редуктор (из-за смазки которого создавалось доп. сопротивление). Муфта находится на вале вертикального расположения, благодаря чему упрощен пуск.
Внизу дейдвуда установлена помпа водного охлаждения, внутри которой применена резиновая крыльчатка (Взаимозаменяемая с мотором "Москва"). Изначально в редукторе использовались шестеренки, в которых зубчики расположены прямо.
Большинство рыболовов хвалят данный агрегат не только за тишину работы, но и за облегченную конструкцию, ведь его вес составляет всего 26 килограмм.
Также прослеживается сходство с мотором "Москва" в конструкции топливной системы:
- Диафрагменный насос, который запускается при изменении давления в лодке;
- Ручной насос для накачки смеси(груша);
- Точно такой же бак и шланг.
Без снятия кожуха с мотора можно добраться до свечей мотора, благодаря тому, что свечи располагаются в нижней части цилиндра. Также можно снизу снять бензиновый насос и карбюратор.
Нижняя часть кожуха сидит на 4 болтах на дейдвуде. Верхняя часть выполнена из пластика — играет роль крышки.
Запуск мотора:
Как у большинства навесных моторов, для старта у "Ветерка" используется ручной механизм, который выглядит как самоубирающийся трос.
Чтобы запустить мотор, необходимо потянуть за шнур. Таким образом шкив и шестерни начнут вращаться, а с ними и венец маховика. Начинает вращаться коленвал и мотор начинает работать. После этого, у шестеренки пропадает сцепление с маховиком. На лодке можно плыть. А шнур под воздействием пружины, которая имеет обратное вращение, наматывается назад.
Верхний фланец располагается в основе дейдвуда, крепится на картере и блоке. Нижняя же часть агрегата соединена с проставочной и расположена в толще воды.
Чтобы снизить вибрацию к дейдвуду закреплено четыре пружины. Также есть соединение с плитой и румпелем, благодаря которому можно управлять лодкой.
Благодаря специальному отверстию, которое сообщается с внутренностями мотора, улучшена работа на низких оборотах и, соответственно, улучшен запуск агрегата. Чтобы выхлоп не попадал через отверстие применяется водяной затвор.
Многие рыболовы-охотники, чтобы улучшить некоторые характеристики мотора, собирают, так называемые, гибриды — часть запчастей от мотора "Москва", "Садко". Порой остается только один дейдвуд от "Ветерка".
Мотор "Ветерок-8" набирал популярность в Союзе, люди хвалили его, поэтому компания-производитель в 1978 увеличивает функциональность мотора, выпустив новую конструкцию "Ветерок 8Э". В нем устанавливался электронный магнето с катушкой генератора, благодаря которым к агрегату можно было подключать лампы до 30 Ватт.
Впрочем, "Ветерок - 8" не раз подвергался модернизациям, к примеру модель "Ветерок - 8М", в данном агрегате был переработан целый ряд улов.
- Втулку, которая изготовлена из бронзы и расположена в головке шатуна заменили на игольчатый подшипник;
- Магнето заменен на модель МБЭ-8, которое отличалось своей надежностью и усовершенствованной системой охлаждения тиристоров.
- Повышена надежность ступичного узла, благодаря шлицевому соединению винта и демпфера;
- Переработана конфигурация антикавитационной плиты;
- Минимизирован риск создания наклепов, где вал соединялся с шестеренками. В дальнейшем это ухудшало запуск.
Характеристики «Ветерок-8М»
- На 1 пункт увеличена компрессия двигателя (с шести до семи);
- Доработке подверглась форма румпеля;
- Объем бензобака уменьшен до 14 литров.
- В комплекте было два винта для максимальной и минимальной загрузке.
Также были запущены в производство модели с приставками 8Р, 8У, 8РУ, однако приоритет пал на производство агрегатов с 12-ю л.с. Данное решение снизило спрос восьми сильные моторы, а также было минимизировано их производство.
"Ветерок - 12" также был унифицированным, при своей переработанной конструкции и увеличенному объему его вес увеличился только лишь на 3 кг.
Владельцы моторов заметив, что агрегаты унифицированы и запчасти на "Ветерок" взаимозаменяемы, стали создавать кастомные гибридные моторы из 8 и 12 сильных. Так например, на "Ветерок - 8М" ставили кожух и шестеренки от "Ветерок - 12". Такая модернизация давала больше удобства в использовании агрегата, а также делала его более надежным.
Рыболовы-охотники признали, что лучшим мотором все же была восьмерка. Унификация двеннашки показала свою негативную сторону. Мотор стал короткоходным, более чем на сорок процентов увеличилась нагрузка наверх головки шатуна. Бронзовые втулки работали под большой нагрузкой и не выхаживали больше ста моточасов. Восьмерки бегали без ремонта десятки лет, а "Ветерок - 12" приходилось чинить каждые два года. Конечно выход был, не нагружать мотор по полной, но тогда зачем 12 сил?!
Компания производитель выпускала большое количество различных модификаций, которые имели отличия по разным узлам и блокам. Но больший авторитет и популярность набрал мотор "Ветерок - 8", он то и принес успех компании-производителю.
Мои комментарии