10 вопросов мастеру ловли на снасточку. Часть 1
Виктор Кобелев – авторитетнейший мастер ужения, наш постоянный автор, который с одинаковым успехом ловит на подмосковных водохранилищах как белую рыбу, так и хищника. Сегодня мы решили задать этому виртуозу спиннинга 10 вопросов на его любимую тему – по технике ловли хищника на снасточку с мертвой рыбкой.
– Виктор Васильевич, вы ведь начинали свою рыболовную биографию с ловли белой рыбы. И в спорте оставили самый значимый след именно в соответствующих дисциплинах рыбной ловли. Как получилось, что вы переквалифицировались, став настоящим экспертом ловли хищника на снасточку?
– Ну, если честно, я и сейчас не брезгую половить леща, особенно зимой со льда. А сменить рыболовный профиль меня подвигло обычное человеческое любопытство. Белой рыбой я занимался долго и, не примите это за бахвальство, в какой-то момент понял, что с ловлей леща для меня вопросов не осталось, во всяком случае, на Рузском водохранилище: места я знал отлично, умел замешать рабочую прикормку и ловил, сколько хотел. В общем, со временем стало скучно…
С хищной рыбой все не так однозначно. Вообще, хищника я начинал ловить на блесны, и было это еще в прошлом веке, где-то во второй половине 80-х. Тогда из спиннинговых приманок в продаже преобладали здоровенные «колебалки». В памяти до сих пор сидит мой первый опыт. Приобрел в магазине такую блесну длиной сантиметров 25 и около 3 см шириной. Помню, что была она пестрая, в красную точку. Прицепил ее на спиннинг и пошел на дорожку на Рузском водохранилище в районе д.Курово. Рыбы в те времена на Рузе было много, но все равно размер севшей на мою блесну щуки был незаурядным – когда я подвел ее к борту лодки, понял, что в ней килограммов 7, не меньше. Опыта спиннингового у меня в то время было маловато, и я даже слегка растерялся: что же мне с ней делать. А хищница словно того и ждала – сделала свечку, блесна выскочила у нее из пасти и просвистела в паре сантиметров от моей головы. Я еле успел увернуться…
Потом в моем рыболовном ящике появилась какая-то французская пластиковая рыбка, чрезвычайно уловистая. Помню, в один из дней я поймал на нее 11 приличных судаков подряд, но в итоге она безвозвратно пропала в щучьей пасти. Позднее были еще блесны «Атом», потом «поролон», металлическая блесна-трубочка, но, в конце концов, я пришел к ловле на снасточку.
Хотите знать почему? Да просто, набравшись спиннингового опыта, начал отчетливо понимать, что крупную щуку, а тем более судака, моего любимого хищника, надо искать на водохранилище в коряжнике. И… начал отрывать на корягах мои приманки. Даже когда перешел на самодельные «трубочки», а потом на «поролон», все равно ловля выходила расточительной. И вот когда я начал искать решение, как ловить в коряжнике, не отрывая при этом слишком много приманок, оказалось, что снасточка – это лучший выбор.
– А о какой конкретно снасточке идет речь?
– Вопрос правильный, конструкций снасточек существует много: снасточка Драшковича, с которой ловят французы, капкан Павлова и много чего еще. Я перепробовал почти все, но остановился на снасточке Нефедова.
Во-первых, Владимир Нефедов в то время рыбачил здесь же, в Палашкино, мы были знакомы, он давал мне попробовать свои снасточки, объяснил нюансы ловли.
Во-вторых, и это главное, я считаю эту конструкцию действительно самой удачной. Рыбка никогда не выскальзывает, даже при проводке сквозь траву или после судачьей поклевки. Тройничок всего один, и он меньше цепляется за коряги. Сколько лет я уже рыбачу с ней, а ничего лучше на рынке так и не появилось.
Cнасточка Драшковича
– Сами делаете свои снасточки?
– Сначала я покупал их на Птичьем рынке, потом приспособился изготавливать самостоятельно. Здесь главное было найти подходящую нержавеющую проволоку ∅0, 55-0, 63 мм. После этого изготовить десяток-другой оснасток – вопрос пары часов. Да и терять их на корягах я стал значительно меньше: чаще всего оснастку удается спасти. Рыбачу в районе Палашкино уже третий десяток лет и, как говорил герой известного фильма, все мели здесь знаю, точнее коряги. Частенько, после зацепа отчетливо представляю себе, за какую именно ветку зацепился и куда надо смещаться, чтобы освободить крючок.
Другое дело, что снасточка Нефедова рассчитана под определенный размер рыбки, так что приходится иметь в арсенале несколько типоразмеров. Так, на судака и щуку у меня идет тройник №2 по международной классификации, а на окуня обычно №4. Но, когда изготавливаешь снасточки сам, это, разумеется, не проблема.
– Но почему именно мертвая рыбка? Вы считаете, хищник видит разницу между силиконовым виброхвостом на джиг-головке и натуральной рыбкой? Сейчас ведь в продаже появились замечательные образцы подобных приманок, некоторые производители даже применяют так называемое 3D-сканирование, и их силиконовых рыбок внешне почти не отличить от оригинала.
– Я абсолютно убежден, что применение на снасточке пойманного накануне живца намного эффективнее любого силикона. Я ведь в свое время пробовал ставить в снасточку и «поролон», и всевозможные силиконовые виброхвосты. Скажу больше, в свое время была мода консервировать в формалине приготовленных для ловли рыбок, как мы говорили – «формалинить». Рыбка в результате могла храниться очень долго, но становилась более жесткой и количество судачьих поклевок существенно снижалось. А сейчас я ловлю живца накануне рыбалки и внимательно слежу, чтобы он не уснул в канне во время ловли – регулярно меняю в емкости воду.
Я заметил, что при плохом, осторожном клеве для судака имеет значение, живая или снулая рыбка была вынута из канны: живая более гибкая и играет по-другому. Это во время жора можно особенно не церемониться. В такие моменты клыкастый будет не хуже ловиться и на «резину», и на другие приманки, а вот когда его надо уговаривать, тут уж каждый нюанс имеет значение.
– Кстати, какую рыбку предпочитаете использовать для ловли на снасточку?
– Я отдаю предпочтение пескарю длиной сантиметров 10-12. Ловлю его на речке на поплавочную удочку. Всего на рыбалку требуется обычно пара десятков рыбешек. Кроме пескаря отлично подойдет уклейка, елец и мелкая плотвичка. На последнюю особенно хорошо ловится щука. Но еще раз повторюсь, использовать для ловли нужно только живую рыбку, снулая не подойдет. Вот почему я так люблю именно пескаря: пойманный накануне, он отлично хранится в подходящей емкости с аэратором. Да и на рыбалке держится дольше других. Снулая рыбка деревенеет, а другие живцы в канне от такого соседства быстрее дохнут. Так что моя «мертвая рыбка» перед помещением на снасточку должна быть еще жива, да простят меня, старого судачатника, современные «защитники природы».
Продолжение следует...
Всем спасибо за внимание! Ни хвоста, ни чешуи, рыболовы!
Автор: А. РАССТЕГАЕВ
Мои комментарии