Как удержать лодку на водоеме!? Поговорим о лодочных якорях

Содержание: [Скрыть]

Лодку на воде закрепляют кольями или якорями. Однако с помощью первых ее можно установить лишь на тех участках, где глубина не превышает 1-1, 5 м и нет сильного ветра. Поэтому чаще рыболовы отдают предпочтение якорям. В продаже они есть, но довольно дороги и устраивают рыбаков далеко не всегда.

В результате их нередко делают самостоятельно из различных подручных материалов - металлических пластин, труб, прутьев. Портативный якорь. Для изготовления якоря нужен железный прут длиной 30 и толщиной 2-2, 5 см. На одном его конце делают отверстие для ушка - кольца, к которому привязывают канатик, а на другом - резьбу под болтик с небольшим воротком.

Как удержать лодку на водоеме!? Поговорим о лодочных якорях

Затем из толстого (1, 6-1, 8 мм) железного листа вырезают диск диаметром 22-24 см, нагревают его и выгибают наподобие тарелки. В центре делают отверстие под болтик, а по окружности - пять отверстий для стока воды и жидкого ила. Такой якорь хорошо держит лодку даже при довольно сильном ветре, не застревает в коряжнике, а в разобранном виде удобно размещается в рюкзаке.

При его изготовлении в 2-3 см от конца железного стержня диаметром 20-25 мм надо просверлить два взаимно перпендикулярных поперечных отверстия диаметром 5-6 мм. Они должны располагаться так, чтобы вставленные в них «лапки» можно было закрепить одним крепежным болтом. Над отверстиями в центре стержня сверлят вертикальное отверстие - в направлении ближнего поперечного - и делают в нем резьбу для крепежного болта. Для вворачивания и выворачивания ЭТОГО болта к его головке приваривают стерженек-вороток длиной 35-40 мм. Вставив в поперечные отверстия изогнутые дужкой 20-22-сантиметровые стержни из железной проволоки диаметром 4-5 мм и затянув крепежный болт, получим сравнительно легкий и небольшой разборный якорь.

Запас якорной веревки (канатика) лучше держать на мотовильце - но сделанном не из фанеры (она довольно быстро приходит в негодность), а из дощечки длиной не более 27-28 см и шириной 12-14 см.

Кормовой якорь

Многие удильщики, ловящие рыбу в водоемах с практически отсутствующим течением, знают, как важно установить лодку на воде так, чтобы сильные боковые порывы ветра меньше всего сказывались на ее возможных отклонениях от заданного положения. Очень многое здесь зависит от якорей, рабочей длины якорных канатиков и от положения лодки по отношению к ветру. При ветре лучше сидеть лицом к корме. Важная роль здесь принадлежит и кормовому якорю, конструкция которого существенно отличается от уже описанных. Этот якорь должен быть компактным и достаточно тяжелым - чтобы он мог легко сцепляться с дном и сводить к минимуму колебания лодки. У меня якорь простой конструкции, и я пользуюсь им уже много лет. Изготовить его нетрудно - можно даже без помощи сварки. В этом случае в просверленные в пластине отверстия вставляются болты диаметром 7-8 мм и длиной 30-40 мм. Главная проблема - найти достаточно толстую железную пластину (толщиной 10-12 мм). Из нее надо вырезать квадрат со стороной 14-15 см. К нижней стороне по углам следует приварить четыре штырька, а к верхней по центру - один. Штырьки, приваренные перпендикулярно к нижней поверхности квадрата, нужны для более надежного сцепления с грунтом.

Как удержать лодку на водоеме!? Поговорим о лодочных якорях

Если якорь получится недостаточно тяжелым, к центру внешней стороны квадрата можно приварить небольшой отрезок железной трубы диаметром 40-45 мм и залить его расплавленным свинцом. Острые кромки пластины и штырьков следует сточить и закруглить - во избежание нежелательных последствий при их соприкосновении с надувной лодкой.

В стоячих водоемах (озерах, прудах, карьерах, старицах рек, заводях и затонах водохранилищ) лодку лучше устанавливать, как уже упоминалось, носом к ветру. В этом случае и приманку забросить проще (по ветру), и поплавки не уходят далеко в сторон).

Советы по использованию якоря

Выплыв на интересующий вас участок водоема, следует опустить носовой якорь и дать лодке немного сплыть под действием ветра - чтобы лапки якоря зацепились за грунт. Теперь надо закрепить якорный канатик (для него можно использовать синтетический шнур толщиной не меньше 4 мм). Способов крепления существует немало. Я пользуюсь очень простым и надежным, позволяющим быстро как закрепить канатик, так и освободить его. Предварительно к причальным резиновым шайбам лодки (носовой и кормовой) надо привязать прочные синтетические шнуры с небольшими (длиной 35-40 мм) карабинчиками. Для носовой шайбы нужен шнур длиной 30-35 см, а для кормовой - 8-10. Еще надо иметь два кольца диаметром 12 мм из проволоки толщиной 2, 2 мм. Можно воспользоваться металлическими кольцами проволочного карниза. В походном состоянии кольцо пристегивают к карабинчику. Прежде чем приступить к креплению канатика, лодку следует подтянуть к якорю на такое расстояние, которое не только надежно удержит ее на месте, но и сведет к минимуму боковые колебания иод действием ветра переменных направлений. Эта дистанция зависит от скорости ветра: чем он сильнее, тем большей она должна быть. При небольшом, да еще и «гуляющем» ветре это расстояние можно определить только интуитивно. Подтягивать лодку к якорю так, чтобы она находилась почти над ним, нельзя, поскольку при этом значительно снижается надежность ее крепления: даже не очень сильные порывы ветра могут отнести лодку в сторону. Дистанцию лучше сделать такой, чтобы канатик уходил в воду с некоторым наклоном.

Как удержать лодку на водоеме!? Поговорим о лодочных якорях

Подтянув лодку к якорю, нужно вытащить колечко из карабинчика и ввести в него сложенный вдвое якорный канатик (один небольшой конец - от якоря, другой - от мотовильца). Образовавшуюся петлю надевают на кольцо, туго затягивают узел и крепят к карабинчику. Для освобождения канатика необходимо вынуть кольцо из карабинчика, ослабить узел и вытащить канатик из кольца.

При установке кормового якоря канатик крепят практически так же. С той л ишь разницей, что при опущенном на дно якоре он должен немного провисать (примерно на 5-6 см). Затем якорь приподнимают на 0, 5- 0, 7 м и быстро отпускают канатик. Под действием собственной массы якорь быстро достигает дна и уходит в грунт до пластины, обеспечивая надежное сцепление с грунтом - особенно илистым.

Всем спасибо за внимание! Ни хвоста, ни чешуи, рыболовы!


Поделиться в социальных сетях:
КОММЕНТАРИИ

1000 Осталось символов